КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ №29
Образовательная программа МБДОУ №29 разработана в соответствии с: Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 ФЗ. Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО).
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (протокол №1 от 31 августа 2020 г.) Примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-М : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2018 .
Программа направлена на разностороннее развитие детей с 1,5 до 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.
Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного участия в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи программы: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
— обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;
— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели и задачи программы, принципы и подходы к ее формированию, характеристики особенностей развития детей, а также планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В части, формируемой участниками образовательных отношений описаны особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и др.)
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
В него входит:
— описание игровой деятельности;
— описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
— описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
— особенности образовательной деятельности разных видов деятельности и культурных практик;
— способы и направления поддержки детской инициативы;
— особенности организации педагогической диагностики и мониторинга. особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьей заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательный процесс ДОУ, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей, участия в праздничных и досуговых мероприятиях, конкурсах.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, прописаны:
- Региональный компонент, основанный на региональной программе: (Р.М.Литвинова «Региональная культура Ставрополья: художники, писатели, композиторы». Ставрополь,2010г.,
В Организационном разделе
— Описана организация режима пребывания детей в ДОУ;
— Условия реализации образовательной программы ДОУ (кадровое, учебно-методическое, информационное, материально-техническое, финансовое, психолого-педагогическое обеспечение), а также развивающая предметно — пространственная среда.